http://dmitrij.ucoz.net/
MENU
Главная » 2021 » Январь » 28 » Радио 101: навсегда в наших сердцах
5:13 PM
Радио 101: навсегда в наших сердцах

Радио 101: навсегда в наших сердцах

16 января 1992 года в Москве и некоторых других городах России на частоте 101,2 МГц начало вещание радио, называвшееся как Радио 101. Передачи этой радиостанции выходили в эфир всего 8 лет (по 10 мая 2000 года). Тем не менее это радио оставило глубокий след в памяти своих слушателей. 

Оригинальная, смелая, не похожая на другие радиостанции – так вспоминают о проекте люди, которые создавали бренд и слушатели, которые до сих пор вспоминают об эфирных опытах радиостанции.

Одним из создателей «Радио 101» является Юрий Костин – президент крупнейшего медиахолдинга ГПМ Радио. Здесь начинали свою карьеру шоумены Алексей Кортнев, Валдис Пельш и Дмитрий Широков. В 90-е в эфире работала певица Ирина Богушевская (псевдоним Ирина Тверская). 

Основным форматом радиостанции была рок-музыка: как русская, так и зарубежная. Большую часть эфира занимали композиции англо-язычных исполнителей в стиле «рок», причём в эфире звучали не только «хиты», но и треки, не попавшие в чарты.

На радио 101 применялся нестандартный подход к построению радиоэфира. Вот как об этом вспоминает работавшая несколько лет на этом радио певица Ирина Богушевская:
«Радио 101, где я работала, программировалось не компьютерами — каждый диджей во время своего эфира практически был программным директором. Оговоренных треков было не больше 30 процентов. Всё остальное мы выбирали сами. Я ставила в эфир огромное количество прекрасной музыки, начиная от "Квартала" до Андрея Мисина — проще сказать, кого там не было!»

Известный шоумен Алексей Кортнев в интервью, данном им на пятилетнем юбилее Радио 101, так описал формат этой радиостанции:
«Я очень рад, что Радио 101 за пять лет не изменило своему принципу: принципу действительно настоящей свободы и авторского отношения со стороны диджеев к тому, что они делают. Это чуть ли не единственная в Москве неформатная станция. То есть, диджей, который общается с публикой, он говорит от себя и он отвечает своей совестью, своим талантом за  то, как выстраивается эфир. То есть его не заменяет ни комьютер, ни программный директор, который диктует, что делать и как говорить, как это, к сожалению, происходит почти на всех радиостанциях. И вот это личностное отношение к своим слушателям и к программе музыкальной, мне кажется, и определяет лицо 101»

Ира Тверская (певица Ирина Богушевская) в студии Радио 101

Как всё начиналось

Наиболее полная иформация о Радио 101 изложена в книге Юрия Костина "Две жизни моего поколения", одного из создателей этой замечательной радиостанции. Поэтому в дальнейшем я буду приводить цитаты именно из этой книги.

Вот как описывает в своей книге Юрий Костин рождение Радио 101:
 «Осенью 1991 года мы, такой группой энтузиастов, пришли к руководству Гостелерадио с проектом информационной радиопрограммы, которую мы в этот раз назвали по-русски — "Россия сегодня". У меня тогда в кармане было меньше денег, чем у Д'Артаньяна, когда тот приехал покорять Париж — всего восемь рублей, а у моего партнёра Юрия Пронина, может быть, и того меньше. Наше предложение поначалу не восприняли всерьёз, даже по-отечески посмеялись над нами, в общем, не поверили в наши силы. Но потом почему-то сказали: «Ну и чёрт с вами, обеспечим вам частоту 101,2 FM — пробуйте, дерзайте, но если не получится — частоту отберём».
...Наша станция вышла в эфир морозным январским вечером.... Мы с Прониным (Юрий Пронин – другой генеральный директор радиостанции) сидели в кабинете на 9 этаже в здании на Пятницкой. Помню примитивный маленький приемник жёлтого цвета и потрескивающую в его динамике тишину. И вдруг "Радио 101" буквально ворвалось в эфир, ворвалось на целых 8 лет. С первого многочасового эфира Сергея Зайцева и песни Tears for Fears "Everybody Wants to Rule the World" началась "Эпоха 101"»

Дом Радио на Пятницкой улице в Москве

Первые дни работы радиостанции

Вновь обратимся к книге "Две жизни моего поколения":
«...В те первые дни работы мы жили в кристальной атмосфере взаимного доверия и искренней привязанности.
Почти никто не знал, что на самом деле нужно для успеха проекта, но практически все, пришедшие в те первые дни к нам и разделившие нашу наполовину авантюрную, наполовину романтическую деятельность, обладали каким-то удивительным чутьем и замечательным вкусом. Это и составило основу нашего успеха, это превратило "Радио 101" в культовую радиостанцию. Ее помнят по сей день, но, увы, "101" не возродить, как не вернуть крепкого сна после побед в играх моего "индейского" детства, наивных надежд перестройки и 91-го, как не вернуть ушедшей юности.
...Словно слепые котята, мы пробирались сквозь мглу собственной наивности, невежества, идеализма и порой гипертрофированного романтизма. Мы делали те самые ошибки, на которых учились сами и учили других.
Мы выходили в эфир, имея в своем арсенале пару магнитофонов, старый пульт, три микрофона и семнадцать компакт-дисков. Но только у нас было то, чем не могли похвастаться наши коллеги, в первое время не считавшие нас своими конкурентами — полная свобода творчества, порой граничившая с анархией. Что поделать — у нас не было этой свободы раньше, и далась она нам отнюдь не так легко. И вот в наших руках оказался мощный ресурс для самовыражения — радиочастота и передатчик мощностью десять киловатт, чей сигнал покрывал многомиллионную столицу России и распространялся в радиусе от шестидесяти до ста километров от городской черты.
Мы были очень самоуверенны. Чужой опыт часто казался нам бесполезным, и мы, не страшась неизведанного, шли, словно по целине, прокладывая собственный путь. Бывало, нам везло, и этот путь пролегал в верном направлении, параллельно давно изведанным дорогам. Чаще мы ошибались.
Иногда в ущерб собственно радиобизнесу мы помогали альтернативным музыкантам и простым людям. Мы давали бесплатную рекламу, мы крутили никому не известные песни, действительно способствуя превращению новых команд в популярные группы»

Юрий Костин, генеральный директор Радио 101

Счастливые первые месяцы...

Юрий Костин с радостью и упоением описывает первые месяцы работы на Радио 101, называя их счастливыми. Вновь обратимся к его книге "Две жизни моего поколения":
«...Первые месяцы работы были самыми счастливыми, самыми сумасшедшими, пьяными и теплыми, несмотря на то, что русская зима в 1992 году выдалась хрестоматийно холодной. Мы жили работой, радовались каждому новому приобретению, мы помещались вдесятером в комнатке размером шесть квадратных метров. Мы бегали по городу, по знакомым и друзьям, а нередко и по недругам в поисках новых дисков. Да что я говорю, любых, совершенно любых дисков! Серёга Зайцев, единственный тогда человек среди нас, примерно понимавший, что такое FM-вещание писал длинные списки и я обзванивал американских знакомых... Как говорил О.Бендер, "альпийское нищенство — святое дело". Оснащение нашего "бизнеса" на первых порах никуда не годилось. Студия походила на жилище Робинзона Крузо, перетащившего в него всё, что мало-мальски могло оказаться полезным в хозяйстве.
Возможность слушать собственное радио у меня появилась не сразу. Только через пару месяцев после начала вещания я обзавелся маленьким приёмником Sony.
...Появление в какой-то момент "правильного" радиоприёмника в автомобиле как и все другие, казалось бы, мелкие достижения стало настоящим праздником.
По ночам, когда коридоры Государственного дома радиовещания и звукозаписи на Пятницкой пустели, в комнатке на девятом этаже устраивались небольшие пирушки. 
...Иногда, думая о том времени, я не хочу его возвращения, потому что усталость моя к определенному моменту борьбы за выживание от внешних и порой внутренних врагов станции достигала критической отметки. Но когда мы встречаемся старой компанией, когда мне удается собрать всех своих ребят, мне так порой хочется снова вернуться в те морозные январские дни 92-го или в счастливый 93-й год. И пусть это невозможно, а я всё-таки закрою глаза и вновь увижу маленькую аппаратную на втором этаже или наш АСБ (примечание : аппаратно-судийный блок) и холл в Доме радио на Пятницкой, стены, исписанные побывавшими у нас в гостях музыкантами, Иконникова и Норкина, Богушевскую и Валери, нашу Катю Бухтиярову, беседующую с очередным рекламодателем, вечно вздыхающего "чужого на этом празднике жизни" Зайцева, Гошу, Пашку Задорожного и Димку Морозова, ироничного Борецкого, шумного Кальяна, конечно же, мою Алёну, Артёма Горного, неземного Женьку Филина и нашу рекламную службу, всех, всех, кто еще не знает, что неминуемо настанут горькие моменты расставаний, обиды, ссоры и примирения, безразличие и радости от новых, хотя и очень редких встреч»

"...закрою глаза и вновь увижу стены, исписанные побывавшими у нас в гостях музыкантами"

Терпение и труд приносят плоды 

«...Несмотря на незначительные по нынешним временам операционные расходы, нам вскоре понадобились деньги, чтобы их покрывать. Было необходимо новое оборудование, стабильное обновление фонотеки, нужны были средства на арендные платежи, надо было, наконец, начать платить людям зарплату. Ведь за идею мои ребята не могли долго работать, да и мне самому, одному из хозяев коммерческой радиостанции в крупнейшем российском городе приходилось частенько занимать у более удачливых друзей, а то и продавать какие-то вещи.
Мы создали рекламный отдел, куда пришли талантливые ребята. Но мизерные рекламные поступления, собираемые с крошечного и диковатого рынка реформируемой России, не могли кардинально изменить ситуацию. Мы стали писать письма в адрес крупных российских и западных компаний, предлагая им выступить в качестве инвесторов нашего проекта.
К сожалению или к счастью, никто так и не удостоил нас ответа. Впрочем, вряд ли стоило его ожидать, так как наша наивность переходила все возможные границы. У меня в архиве
есть копия предложения о сотрудничестве, отправленного по факсу на имя итальянского медиа-магната, а ныне премьера страны Сильвио Берлускони. Письмо стартельно написано от руки (!). Бланк нарисован на компьютере Джека в Калифорнии. Похоже, он был нами получен по факсу.
Мы настойчиво просили у Берлускони оборудования и инвестиций в размере пятнадцати тысяч долларов, для начала. В обмен будущему премьеру-министру Италии сулили от одной трети долей до контрольного пакета. И не акцией больше.
...Наше терпение и труд принесли плоды. Постепенно, "Радио 101" превращалось в подобие предприятия, функционирующего по законам бизнеса. Впрочем, поначалу это были особые, российские законы. Но бег времени ускорялся прямо пропорционально нашему взрослению, время меняло приоритеты, менялись мы сами»

ЦУП Радио 101

"Финал" 101

Радио 101 процветало. 16 января 1997 года радиостанция отметила своё пятилетие. По этому поводу был устроен праздник, на который были приглашены известные певцы и музыкальные группы.

Празднование пятилетия Радио 101 в клубе "Арлекино". Справа – один из учредителей радиостанции Юрий Костин

Но уже назревала неожиданная развязка, о которой никто тогда и не подозревал.

В 1998 году наступил кризис (также называемый дефолтом по одной из причин самого кризиса). Его последствия серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом: большое количество малых предприятий и банков разорилось, доверие иностранных инвесторов было подорвано — и западные холдинги, которые и инвестировали в «Радио 101», прекратили вложения. В силу потери населением большей части своих сбережений упал уровень жизни, и радио осталось без своего единственного средства к существованию — рекламы. Ещё два года она пыталась удержаться на плаву, но в мае 2000 года станция все же была продана «Русской медиагруппе». Несмотря на предварительную договоренность о сохранении формата и команды, покупатель вскоре запустил на приобретенной волне новую радиостанцию танцевального формата «Динамит FM», распустив коллектив «Радио 101».

Вот что пишет о последнем эфире радиостанции Юрий Костин в своей книге "Две жизни моего поколения":

«Наша станция замолчала 9 мая 2000 года. Это было ребячеством, конечно, выключить эфир в День Победы...
Прощались со станцией как-то тихо, устало... Я собрал народ, мы выпили. Было то тяжело, то, вдруг, становилось до странности легко, а потом, когда я остался один в кабинете,
стало невыносимо больно, словно ты только что кого-то похоронил»

Интернет-вещание. Проект «101.Ru»

«Радио 101» была первой российской радиостанцией, начавшей весной 1996 года трансляцию своих программ в Интернете. После прекращения эфирного вещания, часть команды во главе с генеральным директором Юрием Костиным не оставляла попыток получить другую частоту, параллельно ведя эфиры «Радио 101» в Интернете. Множество музыкантов побывало в студии радиостанции, включая всемирно известных Scorpions, однако выиграть частоту так и не удалось, вследствие чего интернет-радио вскоре перешло в автоматический режим вещания, в котором и находилось до перезапуска в 2007 году.

Весной 2007 года вещательная корпорация «Проф-Медиа» (ВКПМ), оценив перспективы интернет-радио на примере иностранных коллег, запустила интернет-радио «101» под девизом «Сто и одно радио без рекламы» в тестовом режиме с тридцатью пятью каналами. В таком режиме проходило вещание до конца 2009 года, после чего в январе следующего года портал изменил дизайн, также существенно расширив свои возможности.

В настоящее время портал «101.Ru» — это больше 150 интернет-радиостанций, программируемых профессиональными ди-джеями и отсортированных по разным жанрам и направлениям. Идея проекта — вся музыка мира на одном сайте: от русских народных песен до страстного латино, от французского шансона до восточной музыки, от старых добрых итальянцев до суперсовременных диджеев.

Радио 101 живёт в наших сердцах

Радио 101 перестало вещать онлайн, в FM-диапазоне, но осталось в памяти тех, кто его слушал и полюбил. И теперь эти люди воссоздают в своей памяти то, что когда-то слышали.

Вот что написал о Радио 101 один его поклонник вскоре после прекращения вещания радиостанции:
«8 лет с радио 101 пролетели как сон. Никак не могу привыкнуть к тишине на частоте 101 и 2. Сижу на работе, еду в машине ..... тишина. Чем было для меня 101? Пожалуй, всем... Я начал слушать 24 января 1992 г. И все эти годы слушал ТОЛЬКО 101. Там была качественная музыка, там была любимая музыка. Например, меня репертуар устраивал на 60-70% и я считаю что это отлично. На 101 я узнал многих исполнителей которые впоследствии стали любимыми, это, например, "Квартал", Богушевич ... 

Отдельная тема тематические программы. Лучшая это конечно "Соки и Воды" ("Ночной VJ" только отчасти может заменить её). А Трансильвария, а "Чао, Италия!"... отдельная тема это DJ (музведущие) и те кто делали новости и различные тематические передачи. Как вам удавалось находить таких замечательных людей? По-моему именно они стали настоящим 101, без них 101 было бы другое. Задорожный, Ирина Тверская, Борецкий, Златолюбский, Некто Зайцев, Олеся Трифонова, Люба, КАЛЬЯН, ВАЛЕРИ, Иконников, Барсук, Дашков, Широков, МаXимум Любимов, М. Брагин и конечно лидеры последнего времени Валерий Марьянов и Катя Сундукова (да простят меня те кого я не упомянул). Спасибо ВАМ ВСЕМ!»

А вот высказывания генерального директора Радио 101 Юрия Костина, из интервью от 12 мая 2008 года:
«Радио 101» — самое рок-н-ролльное, самое непрофессиональное, но при этом самый живой проект, который был... <...> «Радио 101» — это та станция, та работа, по которой я скучаю, в силу того, что там работала команда с большой буквы, каждый человек был личностью. Меня никто там не воспринимал как руководителя — не потому, что не уважали, не любили. Все знали, что да, это вот такой вот командир, но с которым можно спорить, который дает возможность всем работать так, как он хочет. Естественно, все стили звучать у нас не могли, естественно, группа «Стрелки» не могла появиться на «Радио 101» до того момента, как мы стали постепенно умирать, когда переформатировали после кризиса эту станцию. Это была наша собственная ошибка. Вернувшись в рок-формат, в нишевый, андерграундный формат, на котором потом очень сильно поднялась радиостанция «Наше радио», мы умерли, просто не успели возродиться, мы предали своих слушателей и из-за этого мы не смогли их вернуть. Ну, это факт, и я говорю это честно, я никогда этого, кстати, не говорил. Первый раз такое приходит в голову, что так. Я бы хотел возродить этот проект с теми же людьми. Должен сказать, что мы встречаемся ежегодно, потому что «101» — это эпоха, и сто пятьдесят человек — вы можете себе представить? — я собрал в прошлом году на пятнадцатилетие «Радио 101». Это очень много. 

Известный певец Александр Шевченко по поводу Радио 101 заметил следующее:
«Радио 101» не стало ни хуже, ни лучше. Оно просто ушло в другой формат. «Радио 101» была одна из первых радиостанций, работающих в FM-диапазоне, теперь она стало первым интернет-радио. Это была станция с самой большой степенью внутренней свободы. А "Динамит-FM" - просто одна станция из многих, и не больше. Я понимаю, что радио - это бизнес. Дирекция "Русского радио" (разработчики "Динамит-FM". - Прим. ред.) - хорошие бизнесмены. Радио будет хорошо продаваться, но это не значит, что я буду его слушать.

Валери и передача «Чао, Италия!»

На Радио 101 было много прекрасных передач. Но из всех передач я особенно выделяю одну: передачу «Чао, Италия!». Она проходила по субботам с 20.00 до 21.00. 

Эту передачу вёл замечательный Валери Коротков. Как он интересно и вдохновенно рассказывал об итальянской музыке и итальянских исполнителях! Это невозможно передать словами, это нужно слышать! Я прямо-таки влюбился и в эту передачу, и в итальянскую музыку! И не я один. Отдельные фрагменты передачи я записывал на аудиокассеты и потом часто их прослушивал. Когда к моему сожалению радио 101 перестало вещать, отправился на горбушку (в Москве) покупать диски с итальянской эстрадой (купил их в итоге порядочно) тех певцов, о которых рассказывал Валери, и некоторых незнакомых. И ещё начал самостоятельно изучать итальянский язык. Причём успешно! Вот такое воздействие имела на меня передача «Чао, Италия!» на волнах Радио 101. 

Во время последнего эфира этой замечательной передачи Валери устроил концерт по заявкам, разговаривал со звонившими на итальянском языке, даже если они его не знали. Это было очень остроумно с его стороны. Многие звонившие выражали сожаление о том, что прекращается вещание Радио 101 и не будет больше этой прекрасной передачи. И я также сожалел. Но молча. Вообще Валери — это весьма обаятельный и остроумный ведущий. Он увлекал своим энтузиазмом и одновременно смешил.

Вот такое глубокое влияние оказала на меня передача «Чао, Италия!», которая проходила на волнах замечательного Радио 101!

Валери Коротков, ведущий передачи «Чао, Италия!» на волнах Радио 101

Джинглы-заставки «Радио 101»

Вот некоторые заставки, которые звучали на протяжении эфиров Радио 101:

«В здоровом теле — здоровый дух. В здоровом ухе — Радио 101»

«Радио 101. Рекомендации ведущих меломанов мира»

«В конце XIX века всемирно известный изобретатель Попов изобрел радио. Примерно в это же время, но через сто лет, появилось Радио 101. Всемирная история. Радио 101»

«Дружок! Я расскажу тебе сказку. Потом. А пока послушаем Радио 101»

Ну, и наконец, просто СУПЕР-ЗАСТАВКА:

«Если у тебя есть небо, а на небе солнце, то у тебя есть день. Если у тебя есть небо, а на небе звезды, значит, у тебя есть ночь. А если у тебя есть голова, а на голове есть уши, то у тебя есть Радио 101»

Программы «Радио 101»: 
Соки-Воды 
Родная речь 
Чао, Италия 
Формула 101 
Русский характер 
Кузница 
Интерпарад 
Underground 
Трансильвания беспокоит 
На графских развалинах 
VHS 
Песни, любимые народом 
Гончаров блюз 
Акустика 
Джаз. Частная коллекция 
World Chart Show 
Семь стихий 
Good morning, Moscow!

Полезные ссылки:

Юрий Костин "Две жизни моего поколения" (книга)

Группа ВКонтакте «Радио 101»

 

 

Видео:

 

 

МЫ ЛЮБИМ РАДИО 101!!!

Валери, Алена Есина, Юрий Костин. 1999 год

 

 

 

 

Просмотров: 560 | Добавил: laurabianchi | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
avatar
0
1 kusto15 • 1:04 AM, 2022-01-20
Спасибо!
Это ужасно трогательно, грустно и одновременно очень здорово, что Вы помните и бережет эту любовь к 101. Я тоже ) Кусто
avatar
0
2 alexeypetrunyaka • 0:39 AM, 2022-02-23
«Лучше ветчин, лучше буженин манка Радио 101»
avatar
0
3 kusto15 • 1:36 PM, 2022-02-23
.. маленькое Радио 101 (с)
avatar